Глава седьмая

Есть вещи, сомневаться в которых безнаказанно нельзя и которым нельзя верить, из боязни показаться смешным…

Иммануил Кант

Придумывать повод для отсрочки визита в дом Городских учреждений Воробьеву не пришлось ─ Андрей искал новую работу, а тут сразу две фирмы предложили поучаствовать в организуемых ими конкурсных отборах: выполнение объемных тестовых заданий, а также последовавшие за ними собеседования со специалистами разных отделов и уровней важности, отняли у Андрея больше двух недель; почти каждый день был расписан и обременен изучением специфики бизнеса потенциальных работодателей.

Пройдя все тесты, сдав результаты и со всеми поговорив, Воробьев решил было отдохнуть пару дней, как вдруг случилось неожиданное и необычное ─ от Оскара Ильича поступило электронное сообщение, суть которого была такова: комната делопроизводителя (в сообщении почему-то названная «залом») занята как минимум на неделю; если Андрей готов к общению, то нужно согласовать день и время; место встречи ─ Пыльный садик на Измайловском, у дома Товарищества.

«Интересно, кто такой важный мог занять комнату, что даже её хозяин, сам Оскар Ильич, был вынужден уступить и перенести свои коллоквиумы в городской сквер?» ─ Воробьев вовсе не собирался спешить к делопроизводителю, но эта мысль, имеющая под собой основанием извечное любопытство Андрея, заставила его уже на следующее утро позвонить и договориться о своем визите в Пыльный садик…

Назначенный день оказался солнечным и в меру теплым для конца августа, поэтому Андрей решил идти пешком. Помимо того, прогулка от Лештукова переулка до сквера давала шанс немного упорядочить свои знания о предмете предстоящего разговора, хотя Воробьеву было ясно, что упорядочивать там особо ничего.

Придя в Пыльный садик, выбрав скамейку и расположившись, Воробьев отправил Оскару Ильичу сообщение, которое можно было и не писать ─ со стороны 7-й Роты, сегодняшней 7-й Красноармейской, в направлении Андрея бодро шагал делопроизводитель.

─ Здравствуйте, Оскар Ильич, ─ поднимаясь со скамейки и приветственно приподнимая козырек бейсболки, поздоровался Андрей. ─ Как вы узнали, что я пришел? До назначенного времени еще десять минут.

─ Андрей Сергеевич, добрый день! Я через окно вас увидел на Измайловском, недалеко от Троицкого собора.

─ Разглядели меня с такого расстояния? Это ж с полверсты будет, наверное! Да еще с шестого этажа?

─ В данном случае никакой магии, Андрей Сергеевич! ─ улыбнулся Оскар Ильич. ─ Достаточно иметь угловое окно и хороший бинокль.

─ Понятно, ─ рассмеялся Андрей, ─ а я-то думал!

─ Нет, ─ делопроизводитель мигом посерьезнел и поправил очки. ─ Андрей Сергеевич, я хочу извиниться, что пригласил вас сюда, а не на Садовую ─ наш зал занят моей коллегой. Обычно мы работаем, не мешая друг другу: я днем, а она по вечерам, но, гм, у студентки Варвары Алексеевны случился форс-мажор, и я уступил свои часы.

─ Оскар Ильич, я не против встречи на улице ─ погода еще хорошая, летняя, ─ искренне ответил Андрей. ─ А почему у вас сложилось такое расписание?

─ Всё просто ─ днем Варвара Алексеевна занимается внуками и, как она это называет, сидит в няньках, а по вечерам работает ведьмой.

─ Кем? А, ну да…

─ Я же предпочитаю вечера проводить дома. Вот мы так и договорились. Кстати, Варвара Алексеевна и есть та самая ведьма, с которой я собираюсь вас познакомить.

─ Оскар Ильич, раз мы сразу коснулись этой темы, то есть ведьм и магии, то я тоже хочу перед вами извиниться: вы просили меня подготовить рассказ, но мне почти нечего сказать. Ну, есть магия: белая и черная…

─ Андрей Сергеевич, нет ни белой, ни черной магии. Это сказки.

─ А какая тогда есть?

─ Просто магия. Она ни добрая, ни злая ─ у неё нет цвета и характера. А вот как сработает магия ─ на пользу ли кому-то или во вред, то это зависит от замысла вершителя.

─ Оскар Ильич, про вершителя понятно ─ им может быть любой человек, практикующий магию. А вот слово «замысел»… Почему именно его вы использовали?

─ Сперва, Андрей Сергеевич, внесу поправку ─ не каждый человек может успешно практиковать магию. Это как с другими занятиями, например, наукой, искусством или спортом: все учатся математике, многие ─ игре на пианино или катанию на лыжах, но лишь единицы становятся учеными, музыкантами или спортсменами ─ нужны не только практические навыки и знания, для успеха требуется определенного рода предрасположенность.

─ Согласен, я излишне широко обобщил. Какими свойствами и качествами должен обладать человек, намеревающийся работать с магией?

─ Первые и главные таковы: независимость мышления и общая незашоренность; любознательность; желание искать новое и способность его чувствовать; развитое воображение.

─ Это похоже на характеристику творческой личности.

─ Так и есть.

─ Магия ─ это творчество?

─ Андрей Сергеевич, в широком смысле, да, но об этом позже. Предлагаю немного пройтись, а тем временем мы поговорим о том, что есть «замысел».

─ Я ─ за, куда пойдем?

─ Давайте погуляем здесь, в садике, ─ сделаем пару кругов. Итак, замысел… Как вы чувствуете это слово?

─ Чувствую? Гм, это нечто сильное, решительное, осмысленное.

─ Очень хорошо. А чем замысел не является?

─ Ну, это точно не желание или пустая мечта.

─ Пойдемте в эту сторону, там тенистее и тише, ─ Оскар Ильич указал рукой на дорожку, ведущую вглубь сквера. ─ Почему не желание, Андрей Сергеевич?

─ Желание эмоционально окрашено, а замысел, по-моему, холоден и спокоен.

─ Замечательно, а почему не мечта?

─ Думаю, по той же причине: замысел основан на трезвом расчете, мечта ─ на желаниях, а это, в свою очередь, означает, что она базируется на чувствах.

─ Великолепно, Андрей Сергеевич. Только, заметьте, желания и мечты все же могут быть крайне полезными: часто они предшествуют формированию замысла.

─ Не понимаю, Оскар Ильич, ─ Воробьев остановился и задумался.

─ Представьте, что вас что─то не устраивает в жизни. Что будет реакцией?

─ Стремлением это изменить.

─ Стремление ─ производное от желания, Андрей Сергеевич. С той лишь разницей, что первое более направленное и настойчивое. Это значит, что один пункт закрыт ─ желание будет первичной и важной реакцией. А дальше как поступите?

─ Попробую составить план действий.

─ Вы пропустили один этап. Что будет, если вы сразу не поймете, как выглядит нужный вам результат?

─ Оскар Ильич, я, наверное, буду как-то это конструировать, представлять в уме. Воображать и… мечтать? Всё, я понял, спасибо.

─ Не за что, вы сами догадались. Чаще всего замысел не возникает на ровном месте, нужна какая-то подоплека, основа. Желания и мечты могут ей стать, ─ делопроизводитель внимательно посмотрел на Воробьева, дернул шеей, как будто она затекла, и резко пошел вперед по аллее. ─ Теперь дайте определение замыслу.

─ Я? ─ Андрей был несколько озадачен таким предложением, ─ Только вы меня поправляйте, ладно?

─ Сделайте, пожалуйста, сами, Андрей Сергеевич.

─ Хорошо, я попробую. Замысел ─ это план, точно определяющий цель и способ ее достижения.

─ Вот видите, Андрей Сергеевич, моя помощь вам не потребовалась. Поздравляю.

─ Спасибо, только… ─ Андрею не поверилось в то, что он выполнил задание с первого раза: ─ Оскар Ильич, вы принимаете мою версию без дополнений и корректировок?

─ Конечно, мне добавить нечего и мы можем перейти к следующему термину. Вы готовы?

─ Оскар Ильич, я бы предложил взять паузу. Вы обещали продолжить рассказ о доме Товарищества, его истории, и я с удовольствием…

─ Понимаю, слишком много вопросов в быстром темпе, но, поверьте, так нужно, Андрей Сергеевич. Посему выдвигаю встречное предложение ─ мы с вами обсудим еще одну тему, а потом устроим перерыв, согласны?

─ Уф, ─ Воробьев несколько устал от игры в вопросы-ответы, но в то же время им завладел азарт, и сдаваться вовсе не хотелось, ─ что это за тема, Оскар Ильич?

─ Что есть практическая магия. Вы можете предложить дефиницию?

─ Практическая?

─ Да, практическая магия. Та, которую люди используют в своих целях. Магия как орудие или, иногда, как оружие.

─ Нет. Даже не могу сказать, наука это или искусство, ─ у Воробьева вертелись на языке другие слова, а именно лженаука и псевдоискусство, однако он решил не озвучивать свои, всё еще имеющиеся, сомнения.

─ Ни то, ни другое, Андрей Сергеевич. Практическая магия ─ это метод влияния на окружающую действительность, основным инструментом которого служит слово.

─ Я думаю, не одно слово, Оскар Ильич, а некая фраза или высказывание?

─ Да, конечно. Сможете угадать, что это за высказывание?

─ Тот самый замысел? ─ сходу и будучи уверенным в догадке, предложил Андрей.

─ Правильно. Замысел вершителя изменяет реальность. Так работает магия.

─ Оскар Ильич, это звучит, простите, как-то очень утилитарно и… несоответственно титулу эзотерического знания, которым обычно наделяют магию.

─ Практическая магия предельно утилитарна, Андрей Сергеевич. Она ─ всего лишь технология.

─ Технология?!

─ Андрей Сергеевич, вы слышали о законах Кларка и третьем из них?

─ Да, Артур Кларк ─ один из моих любимых писателей, и его третий закон гласит: любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

─ А теперь переставьте в этой формуле местами слова «технология» и «магия».

─ Любая достаточно развитая магия неотличима от технологии? ─ Воробьев ухмыльнулся и почесал бровь. ─ Это шутка?

─ Нет, не шутка, Андрей Сергеевич.

─ Если всё так, гм… прозаично, Оскар Ильич, тогда должны быть известны убедительные и задокументированные доказательства.

─ Они есть. Вы по образованию медик, верно? Тогда вы наверняка слышали об эффектах плацебо и ноцебо?

─ Да, конечно, но там ведь работает совершенно другой механизм!

─ Почему другой? Тот же самый ─ слово изменяет реальность. А что такое гипноз?

─ Гипноз?..

─ Воздействие слова.

─ М-м-м… наверное, ─ Воробьеву стало стыдно ─ он плохо разбирался в гипнотерапии.

─ Есть и другие доказательства и свидетельства, Андрей Сергеевич. Теперь, зная основы, вы без труда сможете их найти.

─ Оскар Ильич, можно задать глупый вопрос: слова выражают мысли, следовательно, мы должны говорить, что инструментом магии являются мысли, а не слова?

─ Это вовсе не глупый, а замечательный вопрос, и по сути вы правы. Однако, вы уже знаете, что, магия ─ это технология, и в рамках этой технологии слово есть то, чем вы пользуетесь на практике. Вы можете выразить свои мысли каким-то иным способом, нежели чем через слова?

─ Могу, ─ Андрею показалось, что он нашел брешь в логике делопроизводителя. ─ Например, сделаю чертеж какой-нибудь детали.

─ И тот, кто увидит этот чертеж, Андрей Сергеевич, сможет понять, что на нем изображено?

─ Конечно, профессионал сразу поймет!

─ В том-то и дело, что профессионал! Иначе ─ человек, владеющий тем же понятийным аппаратом, что и автор чертежа: они оба будут пользоваться одинаковыми средствами выражения мысли, которые, в свою очередь, для каждого из них равны…

─ Словам, Оскар Ильич.

─ Верно, ─ Дордт развернулся на месте и пошел в обратную сторону. ─ Андрей Сергеевич, на данном этапе мы будем опираться на имеющееся определение: практическая магия позволяет влиять на мир посредством слова.

─ Если вы считаете, что так будет лучше, то я не против, ─ Андрей понял, что его попытка оказаться ловчее в словесных упражнениях оказалась провальной. ─ Мы идем обратно к скамейке?

─ Можем пойти к любой другой, выбирайте. Да… я взял с собой фляжку коньяка и вафли: их испекла для нас Варвара Алексеевна. А у вас рюкзак тоже явно не пустой?

─ Оскар Ильич, у меня походный набор ─ чай и конфеты. Ну, и пластиковые многоразовые стаканы из ИКЕИ.

─ Превосходно. Посидим, перекусим. Вы молодец ─ темп выдерживаете и даже контрите.

─ Только успеха в последнем не имею, ─ рассмеялся Воробьев, ─ а так да, стараюсь поспевать за вами. Хотя признаюсь, это непросто.

─ А так и должно быть, Андрей Сергеевич, иначе не будет прока: как в спорте ─ прогресс случается только тогда, когда есть преодоление, в том числе себя.

─ Понимаю и согласен, поэтому не ропщу. Давайте здесь присядем ─ есть и тень, и вид на ваш дом.

─ Хорошо. Судя по всему, вы не обиделись из-за того, что я не пригласил вас к себе, но всё же считаю должным объясниться: я не работаю дома. Это не причуда, а традиция, общая для всех, кто здесь живет и связан с домом Городских учреждений. Вы видели статую в нише на стене башни?

─ Башни дома Товарищества? Да, Оскар Ильич, только я не понял её символического значения. Какая-то могучая дама в хитоне или чем-то подобном, ─ Андрей достал из рюкзака и пристроил на скамейке термос, развязал пакет с конфетами и взял в каждую руку по пластиковому стакану.

─ Это, Андрей Сергеевич, «Жница с серпом, утирающая пот», а символизирует она усталость и необходимость в отдыхе.

─ О, интересно. Серпа я, правда, не видел.

─ Он, к сожалению, утрачен, но нашей Жнице еще повезло ─ она хоть стоит на своем месте… в отличие от скульптур на башне дома Городских учреждений, ─ Дордт щедро плеснул конька в оба подготовленных Воробьевым стакана. ─ Пьем?

─ Пьем, Оскар Ильич, ─ Андрей без церемоний и залпом проглотил терпкий, обжигающий глотку напиток и на секунду зажмурился: «Крепкий какой коньяк!» ─ Там есть… уф, крепкий! В смысле, были статуи?!

─ Две фигуры ─ женская и мужская: «Свобода» и «Труд», так их обозначали в официальных документах. Согласитесь, весьма странные названия для дома государственных учреждений в Российской Империи. Особенно «Свобода», ─ хохотнул делопроизводитель. ─ Разумеется, это были совсем другие персонажи. Сможете угадать какие именно?

─ Нет, не угадаю, Оскар Ильич. Я ведь даже фотографий не видел.

─ Если поискать, их можно найти, ─ Оскар Ильич опустошил свой стакан, а затем довольно фыркнул. ─ Персонажи назывались «Ведьма» и «Колдун».

─ Что? Ведьма и колдун на доме Городских…

─ Об их истинных именах мало кто знал. Скажем, знали те, кому было положено и, конечно, сам автор проекта. Берите вафли, ─ делопроизводитель вынул из сумки контейнер с румяными, щедро политыми шоколадом, трубочками и протянул его Андрею.

─ Спасибо. Вы имеете в виду, что Александр Лишневский сам это придумал и водрузил на фасад Колдуна и Ведьму?

─ Конечно. Хацкель Лишневский, как и Яков Блувштейн, были не только гениальными архитекторами, но и настоящими волшебниками.

─ Даже так! Но, простите, Оскар Ильич, почему все-таки Жница, и как появилась традиция не работать дома?

─ Помните, мы говорили о сходстве двух этих домов ─ Городских учреждений и Товарищества ─ и о том, что Лишневский практически поручил Блувштейну построить это здание? ─ делопроизводитель указал на свой дом рукой с пустым стаканом. ─ Так вот, дом учреждений задумывался как место работы, а наш ─ как место отдыха магов. Отсюда и символика: там ─ колдун и ведьма, здесь ─ усталая жница.

─ Получается, что дом на Садовой строился как контора… магов и ведьм?

─ Разумеется, нет! Кто бы это позволил в стране, где церковь не была отделена от государства! Но Лишневский воспользовался представившийся возможностью и запланировал помещения для, м-м-м, своих коллег. Ну, а дом Товарищества стал своего рода резиденцией этих коллег-волшебников. Декор в обоих случаях соответствующий. Как вам вафли?

─ Замечательные, спасибо. Когда вы меня познакомите с Варварой Алексеевной, непременно возьму у неё рецепт ─ жена купила вафельницу, попрошу печь такие же, ─ Воробьев не льстил ─ вафли были отменными. ─ Оскар Ильич, наш зал и есть то самое запланированное помещение?

─ Да, одно из.

─ Значит, есть и другие?

─ Были, Андрей Сергеевич. В нашем распоряжении остались только зал и еще одна комнатушка. Я вам, кажется, о ней уже говорил. Или нет?

─ Может быть в первый день, но не помню ─ я тогда был в шоке, ─ рассмеялся Андрей.

─ Первый день, да, всегда самый трудный. Комната крохотная ─ в ней только шкафы и коробки с личными документами мировых судей, что когда-то работали на этаже. Мы с Варварой Алексеевной там крайне редко бываем.

─ Основной архив хранится в зале?

─ Тот архив, с котором мы работаем, да, он хранится в зале. Я вам всё покажу и обстоятельно разъясню. Переходим к чаю?

─ Оскар Ильич, поставьте, пожалуйста, ваш стакан на скамейку: чай в термосе еще достаточно горячий.

─ Спасибо, Андрей Сергеевич. Со второй частью истории строительства дома Товарищества вы теперь знакомы, и на сегодня у нас остался всего один вопрос, который нужно проработать. Хотя это даже не вопрос, а скорее задание ─ задание для вас. Вот… мой стакан уже на скамейке, а вот еще… ─ Дордт достал из своей сумки крупный, непривычных пропорций конверт. ─ Держите, здесь бумага.

─ Бумага? ─ Воробьев отставил в сторону термос и осторожно положил переданное делопроизводителем на колени. ─ Что я должен с ней делать, Оскар Ильич?

─ Да, чистая писчая бумага, пусть ей и больше ста лет. Ваша задача состоит в том, чтобы написать на ней обвинительные заключения в отношении всех фигурантов, дела которых мы рассмотрели и вынесли вердикты. Каждое заключение нужно написать в двух экземплярах ─ слово в слово. Также, но отдельно, вы должны изложить ваши показания ─ те истории, можно в краткой форме, что вы мне рассказывали. Их сделайте в одном экземпляре.

─ По поводу показаний у меня вопросов нет, но что, в частности, я должен написать в обвинительном заключении?

─ Представьте, что вы, будучи судьей, хотите огласить решение.

─ Тогда я бы написал, что такой-то признается виновным в том-то и том-то, дело рассмотрено судом в таком-то составе.

─ Очень хорошо. Главное, чтобы показания и вердикты были изложены правдиво, а вы должны быть готовы во всякий момент времени, перед любым числом лиц, независимо от их статуса и отношения к вам, без каких-либо сомнений и зазрения совести, написанное повторить и подтвердить.

─ Я понял, Оскар Ильич. Бумага на самом деле такая старая?

─ Да, я взял её в той самой судейской комнатке. Вот что еще… У вас есть перьевая ручка?

─ Есть, старый мамин «Паркер», с золотым пером. Только я не уверен, что смогу его заправить ─ последний раз я это делал лет сорок тому назад, ─ усмехнулся Воробьев. ─ В школьные годы у нас была такая мода ─ писать перьевыми ручками, пусть у всех уже были шариковые.

─ Попробуйте заправить вашу ручку, Андрей Сергеевич, и написать ей. Это необязательно, но так будет правильнее. Цвет чернил ─ черный.

─ Почему черный? Мне больше нравится насыщенный синий. Не голубой или какой-то блеклый. Не тот, что с фиолетовым оттенком, а синий-синий.

─ Мы пишем черными чернилами.

─ Оскар Ильич, в этом есть какой-то смысл?

─ Внимания читающего ничто не должно отвлекать ─ перед его глазами будет только бумага и текст на ней.

─ Написанное мной будут читать?

─ Да, и первым, кто это сделает, будете вы сами, но об этом не сегодня, хорошо?

─ Конечно, ─ Андрей успел привыкнуть к практике недомолвок со стороны Оскара Ильича, поэтому спокойно принял новые вводные: ─ Сколько на это отводится времени?

─ Как всегда ─ столько, сколько вам потребуется. Думаю, что в конце следующей недели мы с Варварой Алексеевной вернемся к обычному графику. Я вам напишу. А теперь давайте выпьем чаю и пойдем: у меня сегодня визит к свечевару запланирован.

─ К кому? ─ Андрей разлил по стаканам чай и пошире развернул фунтик с конфетами. ─ Прошу.

─ К свечевару. У моего знакомого есть мастерская на Обводном, он там варит на продажу прекрасные восковые свечи. Свои я делаю сам, но рабочее место и оборудование лучше использовать специальное и проверенное. Вот я и арендую стол занедорого.

─ Оскар Ильич, вы сами делаете свечи? Их же можно купить!

─ Можно купить, а можно и самому сварить, Андрей Сергеевич. Во-первых, мне нравится процесс, а во-вторых, я делаю с некоторыми отклонениями от принятой технологии ─ мои свечи почти на сто процентов восковые и со специальными добавками, потому не коптящие.

─ Не раз слышал, что это интересное занятие ─ многие из тех, кто начал ради эксперимента, затем всерьез увлеклись. Мне, правда, сложно понять другое: к чему сейчас свечи? Как элемент оформления интерьера или?..

─ Мне они требуются для работы ─ когда мы подойдем к этому моменту, я вас научу.

─ И как варить научите, Оскар Ильич?─ вполне серьезно, сам тому удивившись, спросил Воробьев.

─ Это вы сами с легкостью освоите и рецепт свой изобретете, но с мастером, владеющим мастерской, познакомлю ─ он человек простой, а иногда и грубоватый, но искренний и добрый, ─ делопроизводитель заглянул в свою сумку, что-то там поворошил и протянул Андрею визитку. ─ Не будем с этим затягивать ─ вот его карточка, возьмите. Вас я сегодня тоже представлю Арсению Петровичу, заочно. Не возражаете?

─ Наоборот, буду признателен. В том смысле, что если мне это знакомство впоследствии пригодится.

─ Уверен, что пригодится, Андрей Сергеевич, а теперь будем прощаться, ─ Оскар Ильич встал и подал Андрею руку, ─ хорошего вам вечера и до встречи!

─ Спасибо, вам тоже, Оскар Ильич! До встречи. Буду ждать вашего сообщения.

─ Вскорости я напишу.

Проводив взглядом делопроизводителя и допив свой чай, Андрей осторожно, и чтобы не сломать углы, разместил в рюкзаке конверт с бумагой. Туда же уложил пустые термос и упакованные в пакет из-под конфет пластиковые стаканы. Пару же не съеденных конфет Воробьев засунул в карман куртки: «Вот и подкреплюсь на обратном пути. Спешить не стоит ─ надо развеяться и по приходу домой иметь вид, что никакой магии я сегодня не обучался, а вроде как просто гулял».